История карт Таро

Существует легенда, что в Дpевнем Египте был хpам, в котоpом было 22 зала, а на стенах каждого зала были изображены символические каpтины, от котоpых впоследствии пpоизошли Великие Аpканы Таpо.

Другие исследователи считают, что Таро берут свое начало из Каббалы (двадцать две буквы и десять Сефиpот Каббалы - основа системы Таpо). По их мнению отпpавной точкой в истоpии Таро является 300 год нашей эры - примерная дата создания "Сефер Йецира", фундаментального тpуда по Каббале.

Известно, что игральные карты, состоящие из четырех "мастей", проникли в Европу около 1200 г., видимо, с Ближнего Востока. Около 1400 г. их уже вовсю использовали в качестве популярной азартной игры. Карты Таро (а по-простому тароччи, тарот или тарок) включают в себя все эти четыре масти, но, кроме того, имеют еще и пятую, козырную, или "старшую", масть, состоящую из большего количества карт. Карты этой масти впервые появились в Северной Италии в эпоху Кватроченто (XIV в.) в качестве настольной игры. В эту игру до сих пор играют в Южной Европе и Французской Северной Африке; причем изображения Марселъского Таро, которые можно видеть на этих картах, были созданы еще в конце XV в. Примерно тогда же был стандартизован и порядок их нумерации.

Первая запись об игре в цветные картинки, которая именовалась трионфи ("триумфы") и вошла в моду при княжеском дворе Феррары, датировано 1442 г. Самая старая из сохранившихся колод была создана художником Бонифацио Бембо в качестве подарка к свадьбе, соединившей семейства Сфорца и Висконти. Около 1500 г. появились первые печатные колоды, и Таро стало популярной игрой широких народных слоев.

Точно неизвестно, с какого момента карты Таро стали использоваться не только в азартных играх, но и при гадании. Однако первые документальные намёки на возможность соотнесения карт и человеческих судеб относятся к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Эти стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 г.) они относятся к судьбе человека. Интересно, что в 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ гадания с помощью карт обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гаданиях. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, пока невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Как видно, намёки на это хотя и есть, но остаются довольно туманными. Говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний и гаданий, возможно лишь начиная с конца XVI века, поскольку есть записи в Болонье, датированные 1700 годом, в которых вполне однозначно описываются гадательные значения карт Таро.

Первый документ о гадании на Таро датирован 1526 годом. В то время этим занимались, в основном, цыгане - кочевой индоевропейский народ, проникший в Европу в XV в.. Цыгане считались выходцами из Египта, и это породило чрезвычайно романтическую легенду о "древнеегипетском" происхождении Таро. Таинственная символика Таро издавна считалась Ключом к Древним Мистериям; однако впервые об этом было заявлено в 1781 г. французским протестантским священником Антуанон Кур де Жебленом (Курт де Гебелин). Изучая древние легенды, он пришел к выводу, что эта "простая азартная игра" есть не что иное как утраченная египетская Книга Тота, способная открыть сокровенные тайны исчезнувшей цивилизации.

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был парижский парикмахер Альете, младший современник и ученик Кур де Жеблена. Он всерьез увлекся оккультизмом, забросил свое дело и взял псевдоним Этейлла (прочитав собственную фамилию "по-еврейски", т.е. справа налево). Будучи не слишком образованным человеком, Этейлла не увлекался "философским" аспектом символики карт Таро, а систематизировал и шлифовал систему гадания на картах. Свой окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты Таро приобрела к 1780 (по другим источникам, к 1783) году. Вероятно тогда же Этейлла открыл в Париже один из первых гадательных салонов.

В 1850 году провинциальный французский издатель Батист Поль Гримо напечатал самую популярную из колод Этейллы - так называемое Египетское Таро. Таким образом, система Таро приняла свой современный вид.

Дальнейшие исследователи, изучавшие и развивавшие гадание на картах Таро, исходили уже из наработок Этейллы. Однако в XIX в. стало модным гадание на обычных игральных картах, Карты таро отступили в тень и сделались привилегией мистиков и оккультистов. Этих людей мало интересовало предсказательное использование карт: гораздо больше внимания они уделяли "философским" и "мистическим" аспектам их символики. На этом этапе Таро (и, в особенности, 22 карты его "старшей масти") превратилось в символический алфавит и своеобразную энциклопедию европейской мистики. Во второй половине XIX в. известный французский оккультист Элифас Леви (Альфонс Луи Констан) отождествил 22 Старших Аркана с 22 буквами еврейского алфавита, который служил основой чрезвычайно влиятельной мистической системы каббалы. Это сильно увеличило систему значений Таро и окончательно превратило старинную колоду карт в весьма влиятельную мистическую систему.

В 1856 г. в своей книге «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, связывая Старшие арканы Таро с буквами иврита, а значит, и с путями Каббалистического древа. Именно этой схемой пользовался С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды Таро «Золотой Зари». В 1887 году Мазерс начинает описывать эзотерические свойства карт Таро в своем манускрипте «Книга Т».

Окончательная обработка Таро в духе Высшей Ритуальной Магии была совершена в конце XIX в. английским Герметическим Орденом "Золотой Рассвет". Именно в этой среде возникла одна из самых популярных в наше время колода Таро - Райдеровское Таро, (названное по фамилии ее издателя). Эта колода была создана по эскизам христианского оккультиста Артура Эдварда Уэйта художницей-декоратором Памелой Коулмен Смит. Она была издана миллионными тиражами и в значительной степени повлияла на современное восприятие карт Таро. Обычно она служит "базовой" версией, с которой сравнивают всевозможные нововведения в этой области.

Одной из главных причин ее популярности было уникальное новшество в области дизайна. Традиционное Таро состояло из 22 "козырей" (или Старших Арканов) и 56 обычных карт. Старшие Арканы имели традиционный рисунок, а обычные карты - только цифры и символы мастей. Памела Смит отказалась от этого обычая. Она снабдила все карты изображениями соответствующих символических сцен, и в этом ей подражают до сих пор. Рисунки порой значительно облегчают толкование карт и делают гадание доступным не только для специалистов, но и для широкого круга людей.

Артур Эдвард Уэйт (Уайт) в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Помелла Колеман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене «Золотой Зари», нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера.

Существенный вклад в исследование карт Таро внёс Алистер Кроули, который в 1944 году издаёт свою «Книгу Тота», фундаментальный труд, посвящённый символике карт Таро, а так же их каббалистическим и астрологическим соответствиям. Однако, несмотря на огромный вклад в изучение системы Таро (в частности, создания собственной колоды совместно с Фридой Харрис) и он был не последним значительным иследователем Таро в современности. Им был Тимоти Лири, который добавил 2 новые карты в колоду, а также придал системе Таро более строгое научное обоснование. Появление Тима и его действия предсказывал сам Алистер Кроули незадолго до своей гибели.

Крупные исследователи символики карт Таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской. Главное различие этих школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов.

Основоположником французской школы является Элифас Леви. Согласно воззрению этого лагеря исследователей, аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг» и ей соответствует буква иврита «алеф». Основоположники английской школы (Мазерс) помещает «Шута», нулевой аркан, перед «Магом», поскольку ноль — есть начало всех других чисел, как Ничто, есть прародитель всего. В этой системе соответствия буква «алеф», соотносится уже с «Шутом».

 
 
Рейтинг@Mail.ru
(С) Все о гаданиях и предсказаниях Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на ProrokOnLine.ru обязательна.
Связаться с администратором